Вітаю Вас Гість | RSS

Микола Вікторович Мазур
Персональний сайт

Понеділок, 20.05.2024, 11:16
Головна » Статті » Наукові роботи

Мазур Н.В. Влияние прецедентов ЕСПЧ на практику КС России и Украины (2007)

Мазур Н. В. Влияние прецедентов Европейского суда по правам человека на практику Конституционных судов России и Украины / Н. В. Мазур // Влияние международного права на национальное законодательство (Материалы заседания Международной школы-практикума молодых ученых-юристов. Москва. 24-26 мая 2007 г.) / Отв. ред. Т.Я. Хабриева и Ю.А. Тихомиров. – М. : Юриспруденция, 2007. – С. 95-100.

Завантажити статтю у форматі DJVU >>>

Завантажити статтю у форматі PDF >>>

"Вічне" посилання на статтю у форматі PDF >>>

*Наведений нижче текст статті може мати незначні редакційні відмінності від опублікованого тексту, що міститься в наведених вище файлах у форматах DJVU та PDF 

 

Влияние прецедентов Европейского суда по правам человека на практику Конституционных Судов России и Украины

Мазур Н.В.,
преподаватель Луганского государственного
университета внутренних дел (Украина)

Во многих государствах мира, в том числе в России и Украине, были созданы и в настоящее время функционируют конституционные суды (далее – КС), которые призваны стать эффективным средством обеспечения верховенства права, гарантией реализации прав и свобод человека и фактором развития демократии.

Однако схожее, по сути, предназначение имеют также некоторые международные органы. Речь идет, в первую очередь, о Европейском суде по правам человека (далее – ЕСПЧ), который сегодня нередко называют «нервным центром» европейской системы защиты прав человека, «конституционным инструментом по поддержанию европейского публичного порядка»[1]. По словам Л. Вильдхабера, ЕСПЧ устанавливает единые правовые критерии, которые определяют правовой порядок стран-участниц Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция), влияют на формирование национального законодательства и судебной практики[2].

Следует указать, что необходимость широкого применения прецедентов ЕСПЧ в деятельности национальных судебных органов является в настоящее время общепризнанной как учеными-правоведами, так и юристами-практиками. Тем не менее, значительное число связанных с этим проблем до сих пор не нашли своего окончательного решения ни в теории, ни на практике. К числу таких проблем относится и вопрос о пределах влияния правовых позиций ЕСПЧ на практику конституционных судов.

Указанный вопрос является достаточно сложным, и при поиске ответа на него нужно учитывать, по крайней мере, несколько моментов.

1. Ратифицировав Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Россия и Украина возложили на себя обязательство добросовестно исполнять ее нормы в соответствии с общепризнанным международным принципом pacta sunt servanda. При этом нужно исходить из того, что согласно ст. 32 Конвенции юрисдикция ЕСПЧ распространяется на все вопросы толкования и применения ее норм. Именно в прецедентах ЕСПЧ конкретизируются и развиваются положения этого международного договора. Как справедливо отмечает Г. Куц, современное конвенционное право базируется не столько на конвенционных принципах, сколько на сформулированном на их основе прецедентном праве[3]. Поэтому добросовестная реализация норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод на национальном уровне практически невозможна без учета правовых позиций ЕСПЧ. Таким образом, единственным логичным выводом из этого является признание прецедентов ЕСПЧ источником российского и украинского права[4], что налагает на все органы государственной власти России и Украины обязанность придерживаться их в своей практической деятельности.

Последнее утверждение является особенно важным сейчас, когда количество обращений российских и украинских граждан в ЕСПЧ постоянно растет. Так, по состоянию на 1 января 2007 года 21,5 % (19 300) жалоб, ожидающих своего рассмотрения в ЕСПЧ, было подано из РФ, что выводит Россию в абсолютные лидеры среди стран-членов Совета Европы. Украина немного отстает по этому показателю от России, занимая четвертое место – 7,6 % (6 800) жалоб. Однако Украина опередила Россию по количеству рассмотренных в 2006 году дел: в отношении Украины принято 119 решений, в которых было установлено хотя бы одно нарушение Конвенции (третье место), а в отношении России – 96 (пятое место).

2. Несмотря на всю важность Конвенции о защите прав человека и основных свобод в европейском правовом контексте, в иерархии источников права России и Украины она находится после конституции. Поэтому при определении границ влияния решений ЕСПЧ на практику КС России и Украины нужно исходить из особенной правовой природы последних как единственных национальных органов конституционной юрисдикции, призванных толковать и применять, в первую очередь, Конституцию – нормативно-правовой акт наивысшей юридической силы[5].

Как правильно отмечает бывший председатель КС Украины Г. Селивон, «при решении дел конституционного производства конституционные суды, связаны, прежде всего, положениями конституций своих государств. В частности, Конституционный Суд Украины обязан защищать, утверждать верховенство Основного Закона на всей территории Украины. Так, в статьях 8, 9 Конституции Украины говорится, что действующие между­народные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины, в котором Конституция государства имеет наивысшую юридическую силу, а следовательно, это касается и Европейской конвенции по правам человека»[6].

В данном контексте целесообразно вспомнить, также, позицию Конституционного суда ФРГ, который сделал важное замечание: «При толковании Основного Закона берется во внимание содержание и уровень развития Конвенции настолько, насколько это не приводит к ограничению и отмене правовых методов защиты, установленных Основным законом. По этой причине прецедентное право ЕСПЧ является вспомогательным средством при толковании и определении содержания и объема основных прав человека и принципов Основного Закона»[7].

Такой подход полностью отвечает духу и содержанию Конвенции, статья 53 которой определяет следующее: «Ничто в настоящей Конвенции не может быть истолковано как ограничение или умаление любого из прав человека и основных свобод, которые могут обеспечиваться законодательством любой Высокой Договаривающейся Стороны или любым иным соглашением, в котором она участвует».

Таким образом, прецеденты ЕСПЧ имеют для Конституционных Судов России и Украины не обязательный, а убедительный характер.

Иллюстрацией этого является Постановление КС РФ от 5 февраля 2007 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кабинета Министров Республики Татарстан, жалобами открытых акционерных обществ «Нижнекамскнефтехим» и «Хакасэнерго», а также жалобами ряда граждан». В своих обращениях в КС РФ заявители по этому делу оспаривали конституционность ряда положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, касающихся пересмотра судебных решений в порядке надзора.

При принятии решения по делу КС РФ изучил соответствующую практику Европейского Суда по правам человека. В частности, как отмечено в Постановлении КС РФ, в решениях ЕСПЧ подчеркивается, что процедуры, допускающие не ограниченное или значительно протяженное по времени обжалование судебных решений, в том числе неопределенность сроков рассмотрения дел в надзорной инстанции, ведут к неопределенности и нестабильности окончательных решений и несовместимы с принципом правовой определенности, являющимся одним из основополагающих элементов верховенства права, и правом на справедливое судебное разбирательство (пункты 61 и 62 постановления от 28 октября 1999 года по делу «Брумареску (Brumarescu) против Румынии», пункт 77 постановления от 25 июля 2002 года по делу «Совтрансавто Холдинг против Украины», пункты 51 и 54 постановления от 24 июля 2003 года по делу «Рябых против России», пункты 63 и 69 постановления от 12 января 2006 года по делу «Кехайа (Kehaya) и другие против Болгарии», пункт 49 постановления от 27 апреля 2006 года по делу «Засурцев против России» и др.). С учетом этого КС РФ заявил, в соответствии с нормами ГПК РФ «надзорное производство может иметь место последовательно в трех судебных инстанциях, в целом процесс надзорного обжалования – с учетом кумулятивного эффекта такого регулирования – может длиться в течение нескольких лет, что не согласуется с вытекающим из Конституции Российской Федерации принципом правовой определенности и основанным на нем принципом стабильности судебных актов».

Тем не менее, в этом деле КС РФ воздержался от признания не соответствующими Конституции РФ тех норм ГПК РФ, которые устанавливают множественность надзорных инстанций, возможность неоднократного пересмотра судебных постановлений, принятых в порядке надзора, неопределенность сроков надзорного обжалования и производства. Такое решение КС РФ принял, исходя из того, что признание соответствующих норм ГПК РФ противоречащими Конституции РФ и утратившими силу создавало бы такой пробел в правовом регулировании, который в данном случае не может быть устранен непосредственным применением Конституции РФ и требует внесения системных изменений в действующее законодательство о судоустройстве и о гражданском судопроизводстве. КС РФ также указал, что федеральному законодателю надлежит, принимая во внимание правовые позиции ЕСПЧ и резолюцию Комитета Министров Совета Европы от 8 февраля 2006 года ResDH (2006)1, в разумные сроки установить процедуры, реально обеспечивающие своевременное выявление и пересмотр ошибочных судебных постановлений до их вступления в законную силу, и привести правовое регулирование надзорного производства – на основе Конституции РФ и с учетом анализируемого Постановления КС РФ – в соответствие с признаваемыми Российской Федерацией международно-правовыми стандартами[8].

3. При определении пределов влияния прецедентов ЕСПЧ на практику Конституционных Судов России и Украины, нужно также учитывать специфику их деятельности. Если последние рассматривают исключительно вопросы права, то первый связан фактами конкретного дела. В некоторых случаях это приводит к возникновению определенных сложностей при согласовании правовых позиций ЕСПЧ и конституционных судов.

Так, КС Украины в Решении от 10 июня 2003 года № 11-рп/2003 по делу о моратории на принудительную реализацию имущества признал конституционным Закон Украины «О введении моратория на принудительную реализацию имущества», который установил мораторий на отчуждение имущества государственных предприятий и хозяйственных обществ, в уставных фондах которых частица государства составляет не меньше 25 процентов, путем наложения взыскания на имущество должника по судебным решениям, которые подлежат исполнению Государственной исполнительной службой. В своем Решении КС Украины отметил, названный Закон не нарушает конституционного требования обязательности судебных решений; решения судов о принудительном отчуждении имущества предприятий, принятые до и после принятия этого Закона, им не отменяются, они остаются в силе, а их исполнение приостанавливается до совершенствования механизма принудительной реализации имущества. Иными словами, по мнению КС Украины, названный Закон устанавливает продленный на этот период срок их исполнения[9].

Позднее нормы Закона Украины «О введении моратория на принудительную реализацию имущества» стали предметом анализа Европейского суда по правам человека в деле «Сокур против Украины». ЕСПЧ не стал отрицать общей законности ограничений, установленных этим законом, однако отметил, что законодательство Украины не предоставляет взыскателю, такому, как заявитель, или государственному исполнителю ни одной возможности обжаловать подобные ограничения в случае их произвольного или незаконного применения; кроме того, невозможно подать никакой иск о возмещении вреда за задержки в исполнении судебных решений, вызванные такими ограничениями. В результате, ЕСПЧ признал в данном случае нарушение пункта 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

4. Необязательность прецедентов ЕСПЧ для конституционных судов, однако, не следует рассматривать как основание для их полного игнорирования Конституционными Судами РФ и Украины.

Конституции России и Украины содержат в целом аналогичный Конвенции перечень прав и свобод человека, хотя некоторые из конституционных формулировок терминологически отличаются от конвенционных определений. Ценность решений ЕСПЧ заключается, прежде всего, в силе их аргументации[10], а также в том, что в них на основе толкования норм Конвенции сформулированы минимальные европейские стандарты в отрасли прав человека. Поэтому для усиления аргументации и дополнительного обоснования своих правовых позиций при принятии решений Конституционным Судам России и Украины целесообразно использовать потенциал прецедентного права ЕСПЧ. И, нужно сказать, такая практика на сегодняшний день уже существует.

Одним из примеров эффективного использования Конституционным Судом Украины прецедентов ЕСПЧ является его Решение по делу о сбережениях граждан от 10  октября 2001 года. В этом деле КС Украины рассматривал, кроме прочего, вопрос о конституционности статьи 7 Закона Украины «О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины», устанавливающих порядок, в соответствии с которым сбережения граждан, восстановленные и проиндексированные вклады в учреждениях Ощадного (рус. – сберегательного) банка Украины, возвращаются поэтапно, в зависимости от возраста вкладчика, суммы вклада, других обстоятельств, в рамках средств, предусмотренных для этого Государственным бюджетом Украины на текущий год.

Исходя из системного анализа положений Конституции Украины, КС Украины пришел к выводу, что право собственности в принципе может быть ограничено. При этом он опирался и на положения ст. 1 Первого протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой каждое физическое или юридическая лицо имеет право мирно владеть своим имуществом; однако государство имеет право «обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами...». На основании этого, КС Украины признал положения статьи 7 названного Закона, в соответствии с которыми сбережения возвращаются «поэтапно», «в зависимости от суммы вклада», «в пределах средств, предусмотренных для этого Государственным бюджетом Украины на текущий год», хотя и ограничивающими конституционное право собственности граждан, но не противоречащими нормам Конституции Украины.

В то же время КС Украины отметил, что отсутствие в этом Законе конкретных этапов, сроков возвращения сбережений и объемов бюджетных ассигнований может привести к полной потере гражданами своих вкладов, то есть к нарушению их конституционного права собственности. Свою позицию КС Украины подтвердил аналогичными выводами, сделанными ЕСПЧ по делу «Джеймс и другие против Соединенного Королевства» от 21 февраля 1986 года: «Не отрицая право государства устанавливать в достаточно широких границах усмотрения, в соответствии с ее внутренней законодательной, социальной, экономической политикой или с другой целью ограничения в пользовании объектами права собственности, учитывая общественный интерес, следует иметь в виду, что эти ограничения, однако, не должны приводить к лишению возможностей такого пользования, то есть к полной их потере»[11].

КСУ применял прецедентное право Европейского суда по правам человека и по другим делам. Например, в деле о распространении сведений КСУ обращался к прецедентам ЕСПЧ «Никула против Финляндии» и «Яновский против Польши»[12]. В некоторых делах КСУ ссылался на практику ЕСПЧ, не называя конкретных прецедентов (дело о смертной казни[13], дело о внесении изменений в Конституцию Украины по инициативе народных депутатов[14], дело о независимости судов как составную часть их статуса[15]).

Несколько чаще ссылки на прецеденты ЕСПЧ встречаются в решениях Конституционного Суда РФ. В качестве примера можно привести Постановления КС РФ от 16 июня 2006 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области»; от 15 июня 2006 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции статьи 12 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации») в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой»; от 20 февраля 2006 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности положения статьи 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан К.А. Инешина, Н.С. Никонова и открытого акционерного общества «Нижнекамскнефтехим»; от 17 ноября 2005 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 292 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами государственного учреждения культуры «Дом культуры им. Октябрьской революции», открытого акционерного общества «Центронефтехимремстрой», гражданина А.А. Лысогора и Администрации Тульской области» и др.

Подводя общий итог, нужно отметить, что сложившаяся практика применения Конституционными Судами России и Украины прецедентов ЕСПЧ производит существенный положительный эффект на совершенствование национального законодательства, способствуя адаптации его к международным стандартам защиты прав человека. Поэтому такую практику следует развивать в дальнейшем. Вместе с тем, это обуславливает и необходимость проведения новых фундаментальных научных исследований, касающихся проблем прецедентного права и возможностей внедрения его элементов в правовые системы России и Украины, а также роли прецедентов ЕСПЧ в системе источников права обоих государств и правил их применения в национальном судопроизводстве.

 


[1] См.: Вільдхабер Л. Місце Європейського суду з прав людини у європейському конституційному контексті // Вісник Конституційного Суду України. – 2002. – № 1. – С. 56. – С. 57; Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. – М.: Изд-во МНИМП, 1998. – С. 40-41; European Court of Human Rights, Loizidou v. Turkey judgment (preliminary objections) of 23 March 1995 // European Court of Human Rights Portal <http://www.echr.coe.int>.

[2] Вільдхабер Л. Місце Європейського суду з прав людини у європейському конституційному контексті // Вісник Конституційного Суду України. – 2002. – № 1. – С. 56. – С. 57.

[3] См.: Куц Г. Застосування норм Європейської конвенції та прецедентної практики Європейського суду з прав людини судами України // Право України. – 2002. - №2. – С.20.

[4] В отличие от России, в законодательстве Украины прямо закреплено, что прецеденты ЕСПЧ являются источником национального права. Так, в ст. 17 Закона Украины № 3477-IV «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» от 23 февраля 2006 года сказано: «Суды применяют при рассмотрении дел Конвенцию и практику Суда как источник права».

[5] В определении № 17-у/2007 от 15 февраля 2007 года КС Украины прямо заявил о том, что он не наделен правом толковать международные правовые акты, в том числе Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. См.: Ухвала Конституційного Суду України «Про відмову у відкритті конституційного провадження у справі за конституційними зверненнями громадян Зємскова Володимира Вікторовича, Шафаренка Леоніда Марковича, Новака Віктора Болеславовича про офіційне тлумачення положень статей 9, 22 Конституції України, окремих положень ряду статей Кримінального кодексу України, Кримінально-процесуального кодексу України, Господарського процесуального кодексу України, Кодексу адміністративного судочинства України, Цивільного процесуального кодексу України від 18 липня 1963 року, законів України «Про Конституційний Суд України», «Про внесення змін до Закону України «Про судоустрій України» від 21 червня 2001 року, «Про судоустрій України» від 7 лютого 2002 року, Конвенції про захист прав людини і основоположних свобод 1950 року та Протоколу N 7 до неї» № 17-у/2007 від 15 лютого 2007 року // Сайт Верховної Ради України <http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=v017u710%2D07>.

[6] Селівон М. Вступне слово (Міжнародна конференція «Вплив практики Європейського суду з прав людини на національне конституційне судочинство») // Вісник Конституційного Суду України. – 2005. – № 6. – С. 5-6.

[7] Цит. по: Шевчук С. Порівняльне прецедентне право з прав людини. – К.: Реферат, 2002. – С. 27-28; див., також: Хассемер В. Відносини Федерального Конституційного суду з європейськими судами // Вісник Конституційного Суду України. – 2005. – № 6. – С. 18.

[8] Постановление Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кабинета Министров Республики Татарстан, жалобами открытых акционерных обществ «Нижнекамскнефтехим» и «Хакасэнерго», а также жалобами ряда граждан» // Система ГАРАНТ < http://www.garant.ru/prime/20070214/12051912.htm >.

[9] Рішення Конституційного Суду України від 10 червня 2003 року № 11-рп/2003 у справі за конституційним поданням 47 народних депутатів України щодо відповідності Конституції України (конституційності) Закону України «Про введення мораторію на примусову реалізацію майна» (справа про мораторій на примусову реалізацію майна) // Вісник Конституційного Суду України. – 2003. – № 3. – С. 11-15.

[10] В свою очередь, ЕСПЧ тоже не связан решениями национальных конституционных и верховных судов, а также прецедентами иных международных судов, но относится к ним уважительно. К примеру, в деле «Херст против Соединенного Королевства (№ 2)» ЕСПЧ применил прецеденты Верховного суда Канады (Sauvé v. Canada (No. 1) [1992] 2 SCR 438) и Конституционного суда Южной Африки (August and another v. Electoral Commission and others, CCT8/99: 1999 (3) SA 1), т.е. судебных органов тех стран, которые даже не являются членами Совета Европы; в деле «Маркс против Бельгии» ЕСПЧ обратился к прецеденту Суда Европейских сообществ по делу «Дефренн против Сабены» от 8 апреля 1976 года.

[11] См.: Рішення Конституційного Суду України  № 13-рп/2001 від 10 жовтня 2001 р. у справі за конституційним поданням Уповно-важеного Верховної Ради України з прав людини щодо відповідності Конституції України (конституційності) положень статей 7, 8 Закону України «Про державні гарантії відновлення заощаджень громадян України», за конституційним зверненням Воробйова В.Ю., Лосєва С.В. та інших громадян щодо офіційного тлумачення положень статей 22, 41, 64 Конституції України (справа про заощадження громадян) // Вісник Конституційного Суду України. – 2001. – № 5. – С. 11-17.

[12] Рішення Конституційного Суду України від 10 квітня 2003 року № 8-рп/2003 у справі за конституційним зверненням громадянина Сердюка Валерія Анатолійовича про офіційне тлумачення положення частини першої статті 7 Цивільного кодексу Української РСР (справа про поширення відомостей) // Вісник Конституційного Суду України. – 2003. – № 2. – С. 27-30.

[13] Рішення Конституційного Суду України № 11-рп/99 від 29 грудня 1999 р. у справі за конституційним поданням 51 народного депутата України щодо відповідності Конституції України (конституційності) положень статей 24, 58, 59, 60, 93, 190-1 Кримінального кодексу України в частині, що передбачає смертну кару як вид покарання (справа про смертну кару) // Вісник Конституційного Суду України. – 2000. – № 1.

[14] Див.: Висновок Конституційного Суду України від 11 липня 2000 р. № 2-в/2000 у справі за зверненням Верховної Ради України про надання висновку щодо відповідності проекту Закону України "Про зміни до Конституції України за результатами всеукраїнського референдуму 16.04.2000 року", поданого народними депутатами України, вимогам статей 157 і 158 Конституції України (справа про внесення змін до Конституції України за ініціативою народних депутатів України) // Вісник Конституційного Суду України. – 2000. – № 3. – С. 17-23.

[15] См.: Рішення Конституційного Суду України від 1 грудня 2004 р. № 19-рп/2004 у справі за конституційним поданням Верховного Суду України про офіційне тлумачення положень частин першої, другої статті 126 Конституції України та частини другої статті 13 Закону України "Про статус суддів" (справа про незалежність суддів як складову їхнього статусу) // Вісник Конституційного Суду України. – 2004. – № 6. – С. 16-22.

Категорія: Наукові роботи | Додав: mazur (17.12.2016)
Переглядів: 1019 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0